А давайте поговорим за цену поездки такси и препарируем ее под микроскопом паталогоанатома с точки зрения всех участников рынка.
Собственно, цена состоит из двух частей, себестоимости и добавленной стоимости или прибыли, как Вам будет угодно. Кому то может показаться, что я расписываю прописные истины. Но люди разные, интересы и степень восприятия так же различны, а хотелось бы говорить на одном языке.
Тут же обозначим заблуждение в умах некоторых. Многие считают, что стоимость поездки минус топливо, минус диспетчерские — это и есть зарплата. Очень большое заблуждение. А ремонт и содержание машины? А амортизация? Налоги? Риски? А это существенные расходы.
Обращаю Ваше внимание, на то, что данные взяты из головы, как примерная основа ценообразования. Чтоб вывести более точные показания, надо провести статистические исследования и вывести среднеарифметические показания.
Итак, что составляет себестоимость поездки?
1. ЗАРПЛАТА (ЗП) А сколько вообще должен получать нормальный мужик, чтоб обеспечить себя и свою семью. ЗП, то, ради чего он работает. Спрос на размер ЗП водитель определяет исходя из своих потребностей, потребностей своей семьи, которые делятся на три основные категории: жизненно необходимые, необходимые и потребительские излишки.
Жизненно Необходимые Потребности
- еда и питьё содержащие все необходимые вещества для здоровья (не путать с кулинарным излишками, типа черной икры, омаров, алкоголь и прочее);
- собственно здоровье, лечение;
- жилье, коммуналка, съёмка или стройка, ипотека;
- одежда;
Необходимые Потребности
- связь, интернет;
- здоровый образ жизни;
- воспитание и образование детей;
- хобби, творчество, культура;
Потребительские Излишки
Ну тут, я не буду говорить о дворцах, бассейнах с шампанским, крузаках и прочих атрибутах миллионеров, а о простых житейских радостях: посидеть в кругу друзей, норковая шуба для жены, хорошо встретить Новый Год, хоть раз в жизни с экскурсией в Пекин....вот о чем, то есть о бонусах. Обозначу сразу, что это бонусы должны идти не за счет ЗП водителя, а прочих доходов. Каких? Об этом ниже.
Итак, какую ЗП должен получать простой работяга, с учётом вышесказанного, чтоб его не выгнала жена, как бездельника? Допустим 50 тыс. руб в месяц, 22 рабочих дня, 2273 руб в день. Допустим среднее количество заявок в день 20, значит в себестоимости 1 средней поездки должно быть 114 руб ЗП.
2. ТОПЛИВО (ТОП) Ну без сена лошадь сдохнет, а машина просто не поедет. Топливо расходуется пропорционально километрам с поправкой на обогрев/охлаждение салона. Средняя заявка 7 км плюс примерно 1 км на подачу, итого 8. Один км — 0,1л (при расходе 10л/100 км). Цена 32 руб/л. 1 км, соответственно 3,2 руб. Значит средняя заявка 26 руб. ВАЖНО для объективности отделить поездки по личным нуждам от заявок, которые должны идти за счёт ЗП.
3. АМОРТИЗАЦИЯ (АМ) Это есть окупаемость машины. То есть за срок АМ надо машину окупить и на эти средства приобрести новую. Возьмем автомобиль за 400000 руб на 5 лет, и отчисляя по 16 руб от заявки, исходя из вышеперечисленных данных, мы получаем новую машину. Тут, правда, инфляция свои коррективы вносит.
4. ПЛАНОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ (СОД) Мойка, очистители, тряпки, дворники, колеса, фильтра, масла, жидкости, колодки. Чего забыл — добавьте. Соответственно считаем: (150/20)+(250/2/22/20)+(80/22/20)+(1200/6/22/20)+
+(12000/12/22/20)+(300/4/22/20)+(1400/3/22/20)+(10000/12/22/20)+(1200/4/22/20)=14 руб в пересчете на одну заявку.
5. АВТОРЕМОНТ (РЕМ) Здесь спрогнозировать все достаточно тяжело и можно вычислить только статистически. Ходовка зависит от состояния дорог и манеры вождения. Могу сказать, что этот ремонт буквально два года назад нужно было делать чуть ли не 3-4 раза в год, а нынче и одного раза может хватит. Объективно состояние дорог у нас в городе улучшилось. Двигатель, коробка зависят от того, как сильно сэкономлено за счет СОД и степени износа автомобиля. Когда то я проводил статистику авторемонта у коллег и получалось около 16 руб на заявку, плюс аварийный шиномонтаж, примерно 1 руб. Итого 17.
5. НАЛОГИ И ПРОЧИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ (НАЛ) Как бы между прочим, де юре, все законы, государственные структуры, начиная с 12.12.93, т.е. с момента "условного" принятия конституции с существенным нарушением закона нелигитивны. Соответственно у многих совесть может спать спокойно, когда они не платят налоги. Но де факто, против пистолета голыми руками не по прёшь. Поэтому, рано или поздно налоги платить придётся, если работать в этом бизнесе. Итак...
Лицензия, ОСАГО, ТО, ЕНВД, ПФР, Транспортный налог. Соответственно: (2600/5/12/22/20)+(8000/12/22/20)+(500/6/22/20)+(11000/12/22/20)+(36000/12/22/20)+(500/12/22/20)≈11руб.
6. СВЯЗЬ (СВ) Не знаю, кто как, я лично трачу на связь в месяц ≈1200 руб /мес на два девайса. Из них на личные нужды примерно 30%. (1200*0,7/22/20)=2 руб.
Итак, мы получаем среднюю стоимость поездки при следующих параметрах: Владивосток, расход 10л, средний пробег от точки окончании предыдущей заявки, до точки окончании текущей 8 км, среднее количество заявок в день 20, график работы 5 дней в неделю, БЕЗ ИНТЕРЕСА ДИСПЕТЧЕРА — 200 руб.
7. ДИСПЕТЧЕРСКАЯ МАРЖА (ДМ) На сегодняшний день экономически конкурента цена ДМ 10%. Ранее ДМ от местных диспетчеров составляли от 25%, за счет которых покрылись расходы на помещение, зарплату, связь и налоги и забивалась прибыль. С приходом на рынок сетевых межрегиональных компаний, за счет размазывания расходов на увеличенный объём заявок ДМ существенно снизилось. Итак, всё, что сказано выше в пп. 1-6 есть цена поездки без интереса диспетчера, то есть 90%. Значит ДМ должна быть равна 22,2 руб, при цене 222,2
Единственное, что не включено в себестоимость поездки — профессиональные риски, как то дтп, криминал.
Уважаемый читатель, если вы с чем-нибудь не согласны или есть, что добавить, буду рад воспользоваться вашими замечаниями. Тем более, что статья писалась в прошлом году и что то могло измениться.
С уважением. Хатхи.