Предлагаю вам, коллеги, рассмотреть всех, кто принимают так или иначе участие на рынке таксомоторных услуг, а так же их влияние на цену поездки и ЗП водителя.
ПАССАЖИР (ПАС) — основное действующее звено на этом рынке. Самый главный его интерес переместиться из точки А в точку Б в запланированное им время, в минимальный срок, за, как можно, подешевле и покомфортней. По степени важности в основном порядок критериев следующий: ВРЕМЯ-ЦЕНА-БЕЗОПАСНОСТЬ-КОМФОРТ. Первые два критерия самые массовые в принятии решения и именно они определяют основную емкость рынка. Люди готовы чаще всего хоть на метле, но, чтоб быстро и дешево.
ВОДИТЕЛЬ (ВОД) — производитель услуги. По степени инвестиционного и трудового участия, а соответственно и по степени управления и свободы ВОД-ли делятся на следующие категории:
ВОДраб (водитель работник) — наёмное лицо, работающее на таксомоторную компанию, не может влиять на ценовую политику компании, абсолютно бесправен, точнее его права, свобода и зарплата зависят от прихоти руководства таксомоторной компании. Как правило, жестко привязан к графику. Его интересы в конкурентной борьбе учитываются в последнюю очередь и часто в угоду ей жертвуются. Но работает на транспорте компании и за его состояние не отвечает. Его ЗП=% (60-40) ОТ СТОИМОСТИ минус ТОП, минус (100-50)%МОЙКА или ЗП=%(90) ОТ СТОИМОСТИ минус ТОП, минус АРЕНДА, минус (100-50)% МОЙКА.. За счет своей зарплаты несет риски по дтп и шиномонтажу. За счет своего профессионализма может влиять на ТОП.
ВОДар (водитель арендатор) — более свободен, чем ВОДраб, в выборе графика работы и использовании транспортного средства, не может влиять на ценовую политику диспетчера, но может работать на нескольких диспетчеров, менять их. Так же, как и ВОДраб, не отвечает за состояние транспортного средства. ЗП=%(90) ОТ СТОИМОСТИ минус ТОП, минус АРЕНДА, минус (100-50)% МОЙКА
ВОДсоб (водитель собственник) — самый свободный производитель услуги, кроме своего труда инвестирует свои средства в бизнес. Соответственно имеет право на дополнительные доходы и управление в нём. Но особенности нынешнего рынка не позволяют ему воспользоваться своими правами в полной мере. Компании, кои предлагают сотрудничество, навязывают свои условия ставя ВОДсоб на одну ступень с ВОДраб.
По степени занятости ВОД делятся на следующие категории:
ВОДпос (водитель постоянник) — работе в такси посвящает 150% (где 100% — смена 12 часов), иногда и 200.
ВОДпод (водитель подработчик, имеющий вторую основную работу) — работает в промежутках между отдыхом и основной работой, на выходных, утром, вечером, меж рейсами (морские, дальнобойщики и прочее)
ВОДпос и ВОДпод, как правило, работают сверхурочно. такова экономическая ситуация в стране, когда трудящихся для удовлетворения своих потребностей в ЗП, вынуждены так работать. Ещё 4 года назад ситуация, когда китайские таксисты вынуждены были жить в машине, казалась нереальной. Нынче это явление становится обычной в нашей стране.
ЧАЙКА — разновидность ВОДпод, только в отличии от последнего не считается с затратами на поездку ибо работает не ради ЗП, а на удовлетворении мелких своих потребностей типа на бензин, на парковку, бутылку и т.п. Им не учитываются затраты на ТОП, АМ, СОД, РЕМ, НАЛ, поэтому готов выполнить поездку ниже себестоимости, лишь бы урвать лишние пять сотен на карман.
По месту постоянного проживания:
ВОДгор (горожанин) — живущий в городе. Все его жизненные интересы находятся в этом городе, по ценам этого города. Семья, дети, их воспитание, образование, хобби и прочее.
ВОДкр (проживающий в крае) — живущий в крае. Работает в городе вахтами. Его жизненные интересы в крае. Некоторыми видами продовольствия он может обеспечить себя сам. Некоторые другие затраты на жильё, образование и прочее, также могут быть дешевле ввиду дефицита работы на периферии.
ВОДим (иммигрант) — его жизненные интересы находятся заграницей, поэтому его цель заработать, скопить денег и выслать домой. В городе они на всем экономят, живут в спартанских условиях, питаются с общего котла и главный принцип работы — оборот при низких ценах. Бывает, что ВОДим приезжают семьями, получают гражданство переносят свои жизненные интересы сюда и переходят в категорию ВОДгор.
ШТРЕЙБРЕЙХЕР (ШТР) — лица, готовые работать по низким ценам, ради получения сиюминутной выгоды, порой вразрез с реальной себестоимостью. Формируются, как правило, из числа ЧАЕК и ВОДим.
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ КОМПАНИЯ (ДИСП) — информационно-маркетинговая компания, привлекающая к сотрудничеству ВОДар и ВОДсоб, по сути продавая им информацию о заявках, для чего проводит маркетинговые усилия по сбору этих заявок (реклама). Его интерес в ДМ от этой заявки. Изначально, с момента появления на рынке, ДИСП ведёт себя по отношению к ВОД, как полноправный работодатель, диктуя свои условия и цены, не считаясь с интересами своих партнёров, с реальной себестоимостью поездки. Я подозреваю, что существование сетевых ДИСП-ов, деятельность которых приводит к обрушение цен ниже себестоимости, обусловлено неким тайным сговором, цель которого снижение уровня жизни для ВОД.
Один из способов противостоять такой политики ДИСПа — создание НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ДИСП (НДИСП), где цены и условия устанавливаются самими ВОД через профсоюз. НДИСП — существует за счёт вступительных и членских взносов, не получает прибыли и не платит большинство налогов по закону.
АРЕНДОДАТЕЛЬ (АРЕН) — инвестор, владелец автопарка, сдает автотранспорт ВОДар. Несёт расходы по АМ, СОД, РЕМ, НАЛ и рискам (угон, дтп и прочее иногда перекладывает их или часть их на ВОДар в зависимости от договора). Чем больше парк, тем расходы на единицу техники меньше. Соответственно цена аренды минус себестоимость — его прибыль. ВОДсоб, отбивший за счет АМ свой транспорт и в замен него пеобредший новый, старый сдав в аренду становится также АРЕН, тем самым приобретает дополнительные бонусы в своих доходах.
ТАКСОМОТОРНАЯ КОМПАНИЯ (ТК) — совмещает в себе функции АРЕН и ДИСП. В основном имеет в подчинении штат ВОДраб, которым сдаёт в аренду свой автопарк либо на условиях повышенного процента от заявки, либо за отдельную арендную плату. Может привлекать ВОД других категорий к сотрудничеству, но частенько на неравных по сравнению с ВОДраб условиях. Часто в ТК процветает кумовство в распределении заявок, штрафы, противоречащие трудовому законодательству.
ГОСУДАРСТВО (ГОС) — в идеале, слуга народа, обеспечивающее справедливое распределение прав, обязанностей, доходов, защиту социальную, правовую и прочее, прочее. Но вера в доброго царя, бар на всегда проводила. На деле является по сути окупантом по отношению к населению. ГОС регулирует, устанавливает правила игры, НАЛ, обеспечивает строительство и ремонт дорог и инфраструктуры, контролирует и карает.
ПРОФСЮЗ (ПС) — общественная организация объединяющая людей одной профессии для коллективной защиты своих общих интересов и совместного удовлетворения общих потребностей. По закону ПС единственный, кто может представлять интересы работников перед работодателями, участвовать в переговорах от их имени и добиваясь выполнения своих требований применяя различные законные акции. По закону объявлять забастовку может только ПС.
Следует различать настоящие ПС от желтых ПС. Жёлтые профсоюзы, термин, встречающийся в литературе для обозначения профсоюзов, лидеры которых, вопреки коренным интересам рабочего класса, проводят политику классового сотрудничества рабочих и предпринимателей. Встречаются даже такие ПС, членами которого являются менеджемент предприятия, что в корне противоречит идее профсоюзного движения. Первоначально так назывались штрейкбрехерские профсоюзы, создававшиеся предпринимателями для раскола рабочего класса и срыва забастовочной борьбы. Предполагают, что этот термин возник во время стачки в Монсо-ле-Мин (Франция) в 1887, когда предприниматели образовали профсоюз для срыва стачки; члены этого союза заседали в помещении, в котором окно было заклеено жёлтой бумагой (взамен стекла, разбитого стачечниками).
Желтые ПС, могут создаваться, как уже сказано работодателями, государством и другими структурами, заинтересованным в контроле над ПС со стороны. Но и настоящий ПС также может «окраситься» в этот цвет. И это происходит довольно таки часто из-за того, что рядовые члены ПС по тем или другим причинам перестают им управлять и контролировать его деятельность, вследствии чего управляющие органы этого ПС узурпируют власть и приватизируют имущество.
ПРОФСОЮЗ, РЯДОВЫЕ ЧЛЕНЫ КОТОРОГО НЕ УЧАСТВУЮТ В ЕГО УПРАВЛЕНИИ, ПЕРЕСТАЁТ БЫТЬ ПРОФСОЮЗОМ.
К сожалению, подавляющее количество ПС в России желтые. А одна из причин падения производства в США и перенос его в другие страны — пожелтевщие, некогда поистинно боевые ПС, управляющие которых воспользовавшись вышеперечисленными причинами, вошли в сговор с властями и корпорациями.
А что все-таки может дать ПС? Ну, во-первых, законом закрепленные права на 40-часовую рабочую неделю, отпуск, пенсию и социальное страхование дал именно профсоюз ещё в начале прошлого века. До ВОВойны пенсионным и социальным фондами ведал ВЦСПС (объединение профсоюза в СССР). А то, что эти законы не работают, вина прежде всего откровенной желтизны наследника ВЦСПС в нынешней России — ФНПР в руководство которого «ссылают» бывших депутатов Госдумы от ЕР.
Во-вторых,... Народ! Я обращаюсь к участникам канала "Такси FM". Если вы ещё не поняли, но вы уже профсоюз! Причем реально действующий. Причем реализовавший проект "тревога", делающий реальные попытки оказания помощи коллеге по цеху, понёсшему ущерб. Но этот ПС стихийный, а стихийные и необдуманые действия могут привести к печальным последствиям и, или не достичь своей цели.
В-третьих, .... А давайте помечтаем...
ВОД всем, вместе взятым:
коллективная безопасность на производстве. Опыт показывает, что первая машина приезжает в течении 2-3 минут, в течении 5 — десять, в течении 15 до сорока;
юридическая защита при дтп на месте, представление и защита интересов перед органами
власти, страховыми компаниями, работодателями и третьими лицами путём организации круглосуточной юридической
помощи.
при значительном количестве членов ПС в штате работодателя, ПС может дискриминационные
условия работы превратить в партнёрские, а увольнения по инициативе работодателя должны будут в обязательном
порядке согласовываться с ПС. Вообще можно весь рынок привести к схеме ПАС-ДИСП (возможно некоммерческая)-ВОД-
АРЕН-ГОС, где ТК будет лишней структурой;
достаточно сильный ПС способен влиять на уровень ЗП через увеличение процентного
соотношения ЗП в цене и урегулировании ценовой политики в регионе, оказывая давление на ТК, ДИСП, а так же ведя
активные действия против ШТР;
организация некоммерческой ДИСП, работающей под управлением ПС, т.е. на условиях ВОД;
организация некоммерческого, потребительского страхования безаварийности, здоровья и
прочих согласованных случаев, путём создания коллективного страхового пула при наступлении случая или создания
страхового фонда. В первом случае взносы безвозмездны, во втором — средства накопленные на счетах фонда за
минусом страховых выплат возвратны;
организация своего профсоюзного пенсионного фонда средства которого, например,
направлялись бы на создание арендно-выкупного автопарка, благодаря которому ВОДраб перешел бы в разряд ВОДар
или в ВОДсоб, на коммерческой основе (чисто моя фантазия, но кто знает...)
и т.д. и т.п.
ВОДсоб:
организация некоммерческих мастерских и совместных корпоративных закупок запчастей и
автопринадлежностей по принципу потребительской кооперации, что на порядок снижает затраты на ремонт
В общем, фантазировать можно до бесконечности, попробуйте сами, думаю, что получится. Главный принцип — у многих людей существуют одинаковые проблемы и потребности, которые каждый решает самостоятельно, в одиночестве, а можно сообща и это будет дешевле на порядок и плодотворно.
